![]() |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Книга посвящена юбилею Владимира Борисовича Катаева, заслуженного профессора филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Авторы сборника – ученики, коллеги, единомышленники В.Б. Катаева. В сборник вошли статьи российских и зарубежных филологов, театроведов, музейных работников, изучающих творчество А.П. Чехова. Книга адресована как специалистам, так и любителям, интересующимся историей русской литературы и культуры. |
В монографии дан обзор и анализ всех прозаических произведений М. Ю. Лермонтова. Приведены жизненные и творческие обстоятельства их возникновения (роман «Вадим»), рассмотрена художественная логика развития (романы «Княгиня Лиговская», «Герой нашего времени»), прослежено формирование новой парадигмы русской прозы (повесть «Штосс», очерк «Кавказец»). Проза М. Ю. Лермонтова представлена как единый, неразрывный идейно-художественный процесс 1830-х — начала 1840-х гг. Книга адресована специалистам по истории русской литературы, исследователям творчества М. Ю. Лермонтова, учащимся, широкому кругу любителей русской литературы. |
Несмотря на то что Иосиф Бродский сегодня остается одним из самых актуальных и востребованных читателями поэтов, многие особенности его творчества и отдельные тексты остаются не до конца исследованными. Книга Андрея Ранчина посвящена анализу поэтики и интерпретации творчества Бродского. Первую часть составляют работы, в которых литературовед рассматривает философскую основу поэзии автора «Части речи» и «Урании» — преемственность по отношению к платонизму и неоплатонизму, зависимость поэтических мотивов от экзистенциализма и трактовку истории. Ранчин также исследует в текстах Бродского образ лирического «я», ахматовский след, особенности поэтического идиолекта и образы Петербурга и Венеции. Во вторую часть вошли статьи, посвященные анализу и истолкованию наиболее темных и загадочных произведений И. Бродского, — от поэмы «Шествие» до стихотворения «Я всегда твердил, что судьба — игра…». В третьей части собраны рецензии автора книги на монографии и сборники последних лет, посвященные творчеству Бродского. |
Исследования, вошедшие в настоящий сборник, посвящены недостаточно изученным и дискуссионным проблемам пушкиноведения. В них обсуждаются смысл и художественные особенности пушкинских произведений, их русские и европейские контексты, литературные и личные отношения Пушкина с его современниками, роль Пушкина в истории русской литературы. |
Настоящее издание представляет полное собрание стихотворных произведений Н.А. Некрасова (1821–1877). Все тексты заново сверены по рукописям и авторитетным прижизненным изданиям. Целый ряд текстов, подвергавшихся искажениям в предыдущих изданиях, исправлены в соответствии с последней авторской волей. Книга позволяет познакомиться с творческим наследием Некрасова во всей его целостности (без произвольного деления стихотворений на удачные и неудачные). Благодаря впервые примененному в данном издании чисто хронологическому подходу к публикации некрасовских произведений, читатель имеет возможность максимально наглядно увидеть творческую эволюцию поэта. В комментариях учтены новейшие достижения в изучении творчества Некрасова. Издание рассчитано как на специалистов по истории русской литературы и творчеству Некрасова, так и на широкий круг любителей поэзии. |
Почему создатель «Слова о полку Игореве» прославляет своего героя, хотя он попал в плен, что было позором для воина? И как древнерусский книжник пытается превратить сокрушительное поражение в победу? Почему «Повесть о Петре и Февронии», сюжетно напоминающая сказку, не развлекательное произведение, а житие святых? И как осмелился написать собственное Житие, уподобив себя апостолам и мученикам, ярый традиционалист протопоп Аввакум? На эти и другие вопросы пытается ответить книга, которую вы держите в руках. Увлекательный рассказ о двадцати древнерусских литературных памятниках будет интересен студентам и ученым филологам, а также всем, кому любопытна средневековая восточнославянская словесность. |
Статьи в сборнике по материалу, в них рассмотренному, охватывают всю вторую половину XIX века: от “Обыкновенной истории” И. А. Гончарова (1847) до пьесы А. М. Горького “На дне” (1902). Кроме них в первой части сборника (“О современниках”) исследуются произведения И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Во второй части находится одиннадцать статей о Чехове. Весьма широк круг тем и проблем, исследуемых в статьях: от работ с анализом философского содержания произведений (“Толстой и Шопенгауэр: “Анна Каренина””, ““Существует только человек”: о пьесе А. М. Горького “На дне””), с определением жанра романов И. А. Гончарова “Обыкновенная история” и “Обрыв” как мифологического романа до анализа личности А. П. Чехова. |
В монографии предметом исследования является драматургия Чехова, его основные пьесы: «Иванов», «Леший». «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад». В первой главе изучается поэтика драматургии писателя в ее развитии. Исследуются особенности построения пьес, своеобразие конфликта, жанра, системы персонажей. Анализируется поэтика «Вишневого сада» и показывается, что эта пьеса открывала собой новый этап в драматургии Чехова, прерванный его смертью. Во второй главе исследуется содержание пьес в его эволюции: образы, темы, мотивы. Для филологов, аспирантов, студентов, старшеклассников и всех, кто интересуется историей русской литературы. |
Коллективная монография приурочена к 220-летию со дня рождения Е.А. Боратынского как одного из ярких представителей отечественной «поэзии мысли» и ее признанного зачинателя, но не ограничивается исследованием его творчества или эпохой романтизма, выявляя динамику развития данного феномена в русской культуре вплоть до начала XXI столетия. В монографии продолжается освещение темы, разработка которой проводилась в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН при поддержке Российского научного фонда в 2017–2021 годах (РНФ, проекты №17-18-01432 и №17-18-01432-П). Авторы ставили перед собой задачу описать основные механизмы порождения в поэзии философски насыщенных символов и мифологем, проследить процесс взаимодействия литературы и философии в русской поэзии на протяжении двух столетий с целью выявления максимального числа конкретных примеров и аспектов такого рода взаимовлияния. Разделы книги написаны представителями разных научных школ и поколений из России, Германии, Сербии, США, Франции. Издание рассчитано на филологов и философов, а также на широкий круг читателей, интересующихся историей русской литературы и философии XIX—XXI веков. |
Главную часть книги составляют два тесно связанных между собой исследования: "Радость и счастье у Достоевского", обращающееся к духовной первооснове философии писателя, и "Достоевский и Шиллер", где обстоятельно, с опорой на немецкий оригинальный текст, описывается творческий диалог Достоевского с важнейшим для него европейским автором, под влиянием которого сформировалось его мировоззрение. Дополняют содержание книги статьи разных лет, трактующие психологизм образов Достоевского и его творческие связи с проблематикой европейского романтизма. |
Настоящее издание представляет полное собрание стихотворных произведений Н.А. Некрасова (1821–1877). Все тексты заново сверены по рукописям и авторитетным прижизненным изданиям. Целый ряд текстов, подвергавшихся искажениям в предыдущих изданиях, исправлены в соответствии с последней авторской волей. Книга позволяет познакомиться с творческим наследием Некрасова во всей его целостности (без произвольного деления стихотворений на удачные и неудачные). Благодаря впервые примененному в данном издании чисто хронологическому подходу к публикации некрасовских произведений, читатель имеет возможность максимально наглядно увидеть творческую эволюцию поэта. В комментариях учтены новейшие достижения в изучении творчества Некрасова. Издание рассчитано как на специалистов по истории русской литературы и творчеству Некрасова, так и на широкий круг любителей поэзии. |
Летописец Нестор — один из героев нашей начальной истории. Имя его слышал, наверное, каждый, но вот о реальной О «загадке Нестора» и об истории сложения «Повести временных лет», о событиях, свидетелем которых был наш монах-летописец, и рассказывается в книге.его биографии известно настолько мало, что для большинства он давно уже превратился в полумифическую фигуру. Между тем Нестор — выдающийся писатель Древней Руси. Он автор первых дошедших до нас русских житий — «Чтения о житии и о погублении» первых русских святых, князей Бориса и Глеба, и Жития преподобного Феодосия, игумена Печерского. И автор летописи? Да, несомненно. Но вот какой летописи? Над этим вопросом ученые-текстологи, историки и филологи бьются уже не одно столетие. |
В настоящую книгу вошли избранные статьи филолога Андрея Ранчина, посвященные русской литературе XIX — первой половины ХХ века. Что заставляет современных читателей считать неумным главного героя комедии "Горе от ума"? Чьей кровью причащалась на Великом балу у сатаны Маргарита? Почему женщины в судьбе "героя нашего времени" Печорина неразрывно связаны с лошадьми? Попробуйте взглянуть по-новому на хрестоматийную классику, и не исключено, что вам, наконец, откроется замечательная сложность тех произведений, над которыми вы мучительно зевали в школьные годы. |
Пушкинская пора — «четверть века», отсчитанная самим Пушкиным от даты основания Царскосельского лицея (1811 г.), 1810–1830-е годы — «золотой век» русской поэзии. Этот перид назван «Золотым» не ради одного красноречия. «Золотым веком» в античности называли ушедшую эпоху красоты, добра и справедливости, потерянный рай. И действительно, искусство девятнадцатого века вобрало в себя все самое прекрасное и доброе, могучее и неповторимое, что есть в русской душе, в русском народе. С полным основанием культуру этой эпохи можно назвать раем русской души, потерянным, но со страницами стихотворений поэтов пушкинской поры вновь обретаемым. В сборник вошли лирические стихотворения поэтов, определивших своим творчеством облик «золотого века русской поэзии»: В. Жуковского, К. Батюшкова, Д. Давыдова, П. Вяземского, А. Пушкина, А. Дельвига, В. Кюхельбекера, Е. Баратынского, А. Грибоедова и многих других. |
Имя ржевского протоиерея Матфея Константиновского (1791–1857) сегодня известно в основном исследователям жизни и творчества Н.В. Гоголя. Священник был духовным отцом великого русского писателя в последние годы его жизни и, по общему признанию, имел на него нравственное влияние. Промыслом Божиим судьбы этих людей оказалась накрепко связанными. Современникам Гоголя это имя было хорошо знакомо. Отца Матфея знали и высоко почитали в Москве и Санкт-Петербурге, в провинции и за рубежом (на Афоне, в Греции, в Египте…). Его называли Иоанном Кронштадтским Ржевского уезда. Жизнеописание отца Матфея помещено в книге Евгения Поселянина «Русские подвижники ХIХ века» (изд. 3-е. СПб., 1910), которая неоднократно переиздавалась и в наши дни. На сегодняшний день канонизированы, кажется, все упомянутые в труде Поселянина подвижники христианского благочестия – представители разных уголков России. Исключение составляют московский блаженный Иван Яковлевич Корейша и отец Матфей Ржевский. В книге «Духовник Гоголя» рассмотрена история взаимоотношений Гоголя с его духовным отцом, ржевским протоиереем Матфеем Константиновским. Очерчен пастырский путь священника с привлечением архивных материалов. В приложении публикуются проповеди отца Матфея. Книга посвящена 230-летию со дня рождения протоиерея Матфея Ржевского, а также имеет гриф Издательского Совета Русской Православной Церкви: «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги В. Воропаева «Духовник Гоголя». Номер Издательского совета –ИС Р21-103-0065. |
В настоящем издании публикуется переписка кн. П.А. Вяземского с Н.П. Барсуковым, сохранившаяся в РГАЛИ. Она раскрывает недостаточно исследованные аспекты литературной биографии Вяземского, начальную историю подготовки полного собрания его сочинений, хронологию работы Вяземского над рядом статей и стихотворений, существенно уточняет бытующие представления о круге чтения Вяземского в последние годы его жизни и его восприятии целого ряда журналов и газет, от «Русской старины» и «Чтений в Обществе истории и древностей российских» до «Русского мира», «Голоса» и «Гражданина». Одновременно конкретизируются имеющиеся данные как об элитных связях позднего Вяземского (А.В. Адлерберг, царская семья, европейская аристократия), так и о его отношениях с миром русских «археографов» (в т.ч. с А.И. Тимофеевым и Ю.В. Толстым), в целом остававшихся закрытыми для сторонних наблюдателей. Наконец, дополняются имеющиеся представления о внутрисемейных отношениях Вяземских – Шереметевых и о жизни П.А. и В.Ф. Вяземских за границей (преимущественно в Гомбурге); в этом контексте проясняется личность многолетнего секретаря Вяземского Д.А. Чаплина и не лишенная своеобразного драматизма история его отношений с Вяземским, Барсуковым, С.Д. Шереметевым. |
Настоящее издание представляет полное собрание стихотворных произведений Н.А. Некрасова (1821–1877). Все тексты заново сверены по рукописям и авторитетным прижизненным изданиям. Целый ряд текстов, подвергавшихся искажениям в предыдущих изданиях, исправлены в соответствии с последней авторской волей. Книга позволяет познакомиться с творческим наследием Некрасова во всей его целостности (без произвольного деления стихотворений на удачные и неудачные). Благодаря впервые примененному в данном издании чисто хронологическому подходу к публикации некрасовских произведений, читатель имеет возможность максимально наглядно увидеть творческую эволюцию поэта. В комментариях учтены новейшие достижения в изучении творчества Некрасова. Издание рассчитано как на специалистов по истории русской литературы и творчеству Некрасова, так и на широкий круг любителей поэзии. |
Книга в популярной форме рассказывает об особенностях древнерусской культуры, о ценностях и представлениях, присущих людям Древней Руси: о роли христианства, о восприятии пространства и времени, о своеобразии литературы, о символике церковной архитектуры и иконописи, о понимании природы власти. В центре внимания автора — культура церковная, но он также описывает и некоторые черты народного сознания. Его замысел — приобщить современных читателей к далекому прошлому Руси, сделать его ближе, понятнее и — если получится — интереснее. |
В этой книге собраны произведения русских поэтов на темы Нового Завета, в основном – "евангельские" стихотворения, то есть прямо отсылающие к рассказанному в четырех Евангелиях – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна Некоторые связаны с другими частями Нового Завета – Деяниями апостолов, посланиями апостолов и Откровением Иоанна Богослова (Апокалипсисом), а часть – с церковными и народными преданиями о земной жизни Иисуса Христа, иногда дополняющими сказания евангелистов. |
В книгу вошли публикации текстов Вяземского и статьи о нем, подготовленные автором в 1990-2010-е гг. Впервые печатаются полный текст статьи Вяземского об опечатках в сборнике "Складчина", дорожный дневник Н. П. Барсукова 1874 г., содержащий описание поездки к Вяземскому в Гомбург, стихи А. И. Тимофеева, связанные с Вяземским, а также два его формулярных списка. Обсуждаются статьи Вяземского об И. И. Дмитриеве и А. С. Грибоедове, пометы на полях сочинений Н. М. Карамзина и Л. Н. Толстого, стихи об И. А. Крылове, литературные и личные отношения с Н. И. Гнедичем, М. Н. Катковым, П. И. Бартеневым, Н. П. Барсуковым и др. |
Несчастливые обстоятельства появления на свет Афанасия Фета, сына дармштадтского мещанина, во многом предопределили его отказ от университетской карьеры, расставание с любимой, военную службу. Борьба с ударами судьбы сформировала его "неудобный" характер и особое положение в литературе. Молодые стихотворцы считали автора лирических шедевров своим кумиром, а либеральная общественность — "жалким поэтиком". Он переводил произведения древнеримских классиков и читал труды современных философов, внедрял передовое землепользование, служил мировым судьей, выступал в печати по поводу системы образования, общины, земского самоуправления. В чем причина навязчивого стремления Фета стать российским дворянином? За что Александр II подарил "царю поэтов" рубиновый перстень, а Александр III сделал его камергером? Как лирический поэт стал успешным бизнесменом? Почему передового помещика называли крепостником и человеконенавистником? Что сблизило его с Тургеневым и Львом Толстым и поссорило с Некрасовым и Чернышевским? На эти вопросы отвечает книга доктора филологических наук Михаила Макеева — первая подробная биография великого поэта, пессимистического мыслителя и яростного публициста. |
В книге собраны статьи и лекционные материалы, посвященные различным аспектам истории русской литературы и культуры XI—XIX вв. В сборник вошли работы, отражающие основные научные интересы автора. Анализ ряда памятников древнерусской книжности представлен в первой части. Вторая — содержит исследования по новой литературе. Издание адресовано филологам, студентам гуманитарных специальностей, всем, кто интересуется судьбами отечественной литературы. |
В книгу В.А. Воропаева, известного российского гоголеведа, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова, вошли статьи и очерки, написанные в течение последних пятнадцати лет и для данного издания дополненные и переработанные. По-новому осмыслены хрестоматийные произведения Гоголя ("Ревизор", "Мертвые души"), его духовная проза ("Выбранные места из переписки с друзьями", "Размышления о Божественной Литургии"), а также практически неизвестные современному читателю сочинения, как, например, стихотворная молитва ко Пресвятой Богородице, найденная после кончины писателя и ставшая едва ли не самым известным его произведением в славянских (и не только) странах. В книге подробно, с привлечением новых, в том числе архивных материалов, освещены наиболее дискуссионные аспекты биографии Гоголя (путешествие в Иерусалим, посещения Оптиной Пустыни, отношения с оптинскими старцами, протоиереем Матфеем Константиновским, судьба второго тома "Мертвых душ", обстоятельства и причины смерти Гоголя. Жизнь и творчество писателя рассматриваются сквозь призму его религиозного миросозерцания. Богатый новый фактический материал, несомненно, будет полезен специалистам-гоголеведам, а простой и увлекательный язык делает книгу интересной и доступной для широкого круга читателей. |
В книгу вошли публикации текстов Вяземского и статьи о нем, подготовленные автором в 1990-2010-е гг. Впервые печатаются полный текст статьи Вяземского об опечатках в сборнике "Складчина", дорожный дневник Н. П. Барсукова 1874 г., содержащий описание поездки к Вяземскому в Гомбург, стихи А. И. Тимофеева, связанные с Вяземским, а также два его формулярных списка. Обсуждаются статьи Вяземского об И. И. Дмитриеве и А. С. Грибоедове, пометы на полях сочинений Н. М. Карамзина и Л. Н. Толстого, стихи об И. А. Крылове, литературные и личные отношения с Н. И. Гнедичем, М. Н. Катковым, П. И. Бартеневым, Н. П. Барсуковым и др. |
В книге на русском литературном материале обсуждаются задачи и возможности истории литературы как филологической дисциплины, ее связи с фундаментальными дисциплинами гуманитарного цикла и предлагаются списки изданий и научных исследований, знакомство с которыми поможет заинтересованным лицам научиться отделять существенное от мнимо важного в современной литературной русистике. |
В сборник вошли стихотворения более пятидесяти русских поэтов XVII — начала XX века, главным образом — переложения псалмов, составляющих Псалтирь, одну из книг Священного Писания Ветхого Завета (в еврейской традиции называемой Книгой Хвалений). Среди них есть и парафразы, более или менее близкие к исходному тексту (как правило, славянскому), и вольные "подражания", но во всех случаях это стихотворения, напрямую связанные с конкретными псалмами. В сборнике представлены переложения всех 150 псалмов и он является наиболее полно представляющим псалмодическую лирику русских поэтов XVII — начала XX века. |
В новый сборник статей А.М. Ранчина вошли работы, написанные в последние пять лет. Все они посвящены произведениям русской литературы Нового и Новейшего времени. В центре внимания — проблемы интерпретации текстов на фоне литературной или идеологической традиции, актуальной для их авторов. Последний раздел состоит из статей, рассматривающих методы анализа и идеи выдающихся гуманитариев — историков культуры и филологов: анализируются работы В.Н. Топорова, статья Ю.М. Лотмана и Б.А. Успенского «Отзвуки концепции "Москва — третий Рим" в идеологии Петра Первого», идея Р.О. Якобсона об автореферентности как кардинальном свойстве поэтического языка и ее филиации у И.П. Смирнова, О. Ужаревича, Е. Фарино. |
Настоящая коллективная монография посвящена изучению специфики взаимодействия русской литературы и философии. В основу книги легли исследования научного коллектива, созданного в ИМЛИ РАН для реализации проекта Российского научного фонда № 17–18–01432, а также материалы проходившей в рамках проекта в июне 2019 года международной научной конференции «Литература и философия: От романтизма к ХХ веку. К 150-летию со дня смерти В.Ф. Одоевского». Имя В.Ф. Одоевского – писателя и музыкального критика – маркирует важнейшую веху в истории взаимодействия литературы и философии: в 2019 году исполнилось 175 лет публикации его романа «Русские ночи» – первого отечественного философского романа. Однако авторы коллективной монографии не ограничиваются исследованием только творчества В.Ф. Одоевского и его значения для русского романтизма. В их поле зрения наследие А. Пушкина, Е. Боратынского, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого, Д. Мережковского, О. Мандельштама, В. Набокова и др., взаимовлияние литературных текстов и философских систем видных отечественных мыслителей (Г. Шпет, П. Флоренский, А. Лосев и др.). Еще один аспект изучения – философия искусства (в первую очередь – музыки) и ее претворение в художественных произведениях. Главная задача книги – проследить процесс взаимодействия литературы и философии, начиная с романтизма и вплоть до ХХ века, с целью выявления максимального числа конкретных примеров и аспектов такого рода взаимодействия, дальнейшей отработки научного инструментария, необходимого для такого анализа. Издание рассчитано на филологов и философов, а также на широкий круг читателей, интересующихся историей русской литературы и философии XIX–XX веков. |
В книге впервые собраны наиболее известные пьесы так называемой «обличительной драматургии» — течения, сыгравшего значительную роль в истории русского театра второй половины 1850-х годов: «Чиновник» В. А. Соллогуба, «Свет не без добрых людей» Н. М. Львова, «Доходное место» А. Н. Островского и «Мишура» А. А. Потехина. В этих пьесах изображается мир русского чиновничества накануне реформ 1860-х годов и изобличается его главная язва — коррупция. Авторы выводят на сцену чиновника нового типа, не желающего брать взятки и подчиняться бюрократической рутине. Пьеса «Свет не без добрых людей», а также критическая статья Н. Ф. Павлова о «Чиновнике» переиздаются впервые. Произведения сопровождены краткими справками об их литературной и сценической судьбе и биографии их авторов. |
В книге собраны статьи проф., д.ф.н. В.Б. Катаева, в основе которых лежат доклады и выступления на встречах исследователей творчества А.П. Чехова. Исследования нового, XXI века продолжают темы, обозначившиеся в чеховедении прошлых десятилетий. Три раздела этой книги следуют им: биография и личность, проблемы чеховской поэтики, наконец, осознание места, которое Чехов занимает сегодня в культурной жизни человечества. Таковы биографические этюды («Жизнь после смерти: биография и биографы»; «Чехов и Таганрог: к проблеме культурного ответа»), интерпретации конкретных текстов («Дядя Ваня» — la comedia?»; «Вишневый сад» как элемент национальной мифологии»), исследование разных аспектов поэтики («Цирки и кладбища: чеховские топосы»; «Даю зрителю по морде…»: о природе чеховских развязок»), постановка проблем, выявление перспектив изучения («К пониманию Чехова: «ближний» и «дальний» контексты»; «Чехов современный»). |
В центре книги — творчество И. С. Тургенева, которое представлено самыми известными сочинениями писателя: романами, повестями, статьями 1850-х — начала 1860-х годов — «Гамлет и Дон Кихот», «Рудин», «Фауст», «Ася», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Читателю предлагается новый контекст понимания уже знакомых и во многом стереотипно представляемых текстов Тургенева, который связан с их прочтением в свете фаустовского кода. Такой подход обусловлен глубоким и постоянным интересом Тургенева к «Фаусту» И.-В. Гёте, прежде всего к его художественной антропологии и философским идеям, выраженным образно, вне систем и теоретических построений, что импонировало русскому писателю. В книге показано, что темы, мотивы, сюжетные линии и ситуации, восходящие к обеим частям «Фауста», находят свое органическое и подчас полемическое выражение у Тургенева, а фаустовский тип героя наиболее полно соответствует сущности современного человека, которого Тургенев всегда стремился понять. На материале тургеневских романов исследована фаустовская модель («фаустовский сюжет») сюжета спасения, или фабулы о возрождении грешника, которая художественно преобразуются в творчестве писателя, сообразно русской жизни и русским реалиям, сохраняя универсальный смысл. Доказывается, что романы Тургенева представляют собой оригинальные и ни в коем случае не подражательные повествования о русском Фаусте. Одним из ярких представителей этого типа является Базаров, а сам роман «Отцы и дети» есть наиболее полное и органическое у Тургенева воплощение «фаустовского сюжета», тем и мотивов второй части «Фауста» и философских идей Гёте о природной гармонии. Предлагаемое исследование — не историко-литературное сравнение Тургенева и Гёте, но изучение уникальной природы творчества русского писателя. «Фауст» Гёте — важный ключ к его пониманию. Книга предназначена для историков литературы, преподавателей, аспирантов, студентов и всех интересующихся русской классикой, русским романом, творчеством И. С. Тургенева и русско-европейскими связями. |
Книга написана на основе воспоминаний школьных товарищей и друзей Николая Васильевича Гоголя. Эти небольшие, но емкие истории, расположенные в хронологическом порядке — в соответствии с этапами биографии писателя, — дают возможность войти в мир Гоголя. Читатели узнают много нового: например, каким был Николай Васильевич в детстве и отрочестве, как он работал над своими произведениями, как молился и постился, совершал паломничества по святым местам. |
Предлагаемая монография представляет собой опыт рассмотрения русского литературного процесса второй половины XVIII — начала XIX в. в связи с литературной деятельностью М.М. Хераскова. Основная цель книги — показать, что именно Херасков сыграл главную роль в русской литературной жизни второй половины XVIII в., обеспечив относительное единство литературного процесса от Ломоносова до Карамзина. |
Николай Некрасов — одна из самых сложных фигур в истории русской литературы. Одни ставили его стихи выше пушкинских, другие считали их "непоэтическими". Автор "народных поэм" и стихотворных фельетонов, "Поэта и гражданина" и оды в честь генерала Муравьева-"вешателя" был кумиром нескольких поколений читателей и объектом постоянных подозрений в лицемерии. "Певец народного горя", писавший о мужиках, солдатской матери, крестьянских детях, славивший подвижников, жертвовавших всем ради счастья ближнего, никогда не презирал "минутные блага": по-крупному играл в карты, любил охоту, содержал французскую актрису, общался с министрами и придворными, знал толк в гастрономии. Редактор и издатель самых популярных литературных журналов XIX столетия первым разглядел огромные дарования Льва Толстого и Достоевского. Доктор филологических наук Михаил Макеев, не боясь обсуждать "компрометирующие" обстоятельства, открывает неизвестные эпизоды из жизни поэта, название произведения которого "Кому на Руси жить хорошо" стало сакраментальным вопросом. |
В книгу вошли работы, тематически объединенные в четыре раз-дела. Ее организующим центром являются наблюдения над реалиями древнерусской книжной культуры. Особый раздел образуют статьи, в которых рассматриваются проблемы рецепции литературы XI–XVII вв. в Новое время. Ряд материалов посвящен вопросам сравни-тельного литературоведения. Взаимодействие слова и изображения — еще одна область исследования, отраженная в статьях, включенных в сборник. При анализе текстов уделяется внимание историческим аспектам произведений различных эпох, учитываются достижения дисциплин, именуемых вспомогательными по отношению как к филологии, так и к истории. Книга адресована специалистам-филологам и историкам, преподавателям, аспирантам и студентам гуманитарных специальностей, а так-же всем интересующимся историей русской литературы и культуры. |
Книга является учебным пособием, содержащим широкий анализ древнерусских литературных памятников, посвященных русской литературе XI – начала XVIII веков. Основу сборника составляют работы сотрудников отдела древнеславянских литератур ИМЛИ им. А.М. Горького РАН и преподавателей МГУ им. М.В. Ломоносова. Книга адресована учителям школ, старшеклассникам, абитуриентам, студентам, а также всем любителям древней литературы. |
В монографии предложен дантовский ключ к прочтению романов И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». Подробно рассмотрено влияние на становление романного мышления писателя первого в России исследования о жизни и творчестве Данте, принадлежащего С.П. Шевыреву, у которого И.А. Гончаров учился в Московском университете. Исследуются ключевые элементы архитектоники романов И.А. Гончарова, которые сохраняют в своей основе «дантовский сюжет», то есть важнейший мотивно-образный комплекс «Божественной Комедии». Особое внимание уделяется структурообразующему мотиву Беатриче и гончаровской концепции новой жизни как «емкому воплощению идеи спасения «пробужденного от смерти человечества», что согласуется, как считали современники писателя, с задачей всего XIX века — «восстановлением падшего человека». Для преподавателей, аспирантов, магистрантов и бакалавров, обучающихся по филологическим и педагогическим направлениям, учителей-словесников и всех, кто интересуется русской классикой, русским романом и творчеством И.А. Гончарова. |
В монографии проводится комплексный анализ русского сатирического журнала XVIII века как литературной формы. Исследуются различные аспекты его поэтики: речевая организация, образы, жанры. Рассматриваются как ранние журналы, например «Всякая всячина» Екатерины II и «Трутень» Н. И. Новикова, так и поздние, в том числе практически неизученные: «Рассказчик забавных басен» А. О. Аблесимова, «Что-нибудь от безделья на досуге» Н. П. Осипова и др. Для историков русской литературы и журналистики, преподавателей, аспирантов и студентов филологических и других гуманитарных специальностей, всех интересующихся русской культурой эпохи Просвещения. |
В 1839 г. в России возникает первый коммерческий специализированный театральный журнал, просуществовавший под разными названиями до 1856 г. Среди современников и затем в исследовательской традиции за ним закрепилось сокращенное название «Репертуар и Пантеон». Его непростой истории по преимуществу и посвящено настоящее исследование. Однако становление русской театральной журналистики на рубеже 1830–40-х гг. невозможно рассматривать вне процессов, происходивших в литературе, журналистике, театре, как невозможно отделить от общественно-культурного контекста николаевской эпохи в целом. |
Иллюстрированный сборник «А.П. Чехов – воспитанник Московского университета» подготовлен авторским коллективом к 155-летию А.П. Чехова и 260-летию Московского университета, выпускником которого был писатель. Иллюстративный материал по преимуществу составляют материалы из фондов Государственного литературного музея и Российского государственного архива литературы и искусства. Сборник состоит из двух разделов: в первом помещены шесть статей, раскрывающих различные аспекты, связанные с пребыванием Чехова-студента в Москве, во второй – приложения, составленные из архивных материалов: документов и воспоминаний современников. Книга адресована специалистам, преподавателям, студентам и всем, кто интересуется историей русской культуры. |
Эта книга — первый опыт публикации рукописей Н.А.Некрасова. Она предлагает читателю факсимильное воспроизведение так называемой "Грешневской тетради", оригинал которой хранится в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Тетрадь включает беловые автографы поэм "Несчастные", "Тишина", "Коробейники", стихотворений "Крестьянские дети" (в рукописи — "Детская комедия"), "Дума", "Похороны", "Литература с трескучими фразами…", а также фрагменты и наброски к другим произведениям. Издание содержит сведения об истории работы Некрасова в тетради и подробную транскрипцию включенных в нее текстов, воспроизводящую все элементы авторской правки. В комментариях содержится творческая история текстов, приводятся их варианты в других рукописях и прижизненных изданиях. Издание адресовано как специалистам-филологам, так и всем, кому дорого творчество Некрасова и кто интересуется творческой лабораторией писателя. |
Книга посвящена описанию тех аспектов образа М. В. Ломоносова, которые на протяжении длительного времени сохраняли устойчивость на разных уровнях русской культуры, способствуя сохранению ее единства. |
В книгу вошли лирические стихотворения и басни восемнадцати наиболее значительных поэтов XVIII века (В. К. Тредиаковский, А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, В. И. Майков, И. Ф. Богданович, Д. И. Фонвизин, В. П. Петров, И. И. Хемницер, М. Н. Муравьев, Г. Р. Державин, В. В. Капнист, А. Н. Радищев, С. С. Бобров, Ю. А. Нелединский-Мелецкий, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев). Многие стихотворения входят в школьную программу по литературе для младших, средних и старших классов, другие призваны расширить представления школьников о русской литературе XVIII века или помочь глубже понять программные произведения русских классиков XIX века. Издание снабжено предисловием, биографическими справками, примечаниями и словарем. |
![]() |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
![]() |
|